Вадим Гущин: официальный сайт художника

Cтатьи

Камера Обскура №4

Лариса Кашук, 1998
Принцип «серийности», ставший весьма распространенным в искусстве XX века, как нельзя более отвечает самой специфике фотографического творчества. Намеренно выбирая ставшие стереотипными темы и композиционные приемы мирового искусства, начиная с голландской живописи XVII века и кончая поп-артом, Гущин свободно манипулирует ими, создавая свои циклы. Обращение к культурологическому материалу, казалось бы, предполагает и использование формально-стилистических приемов. Исходя из этого, Вадим Гущин зачастую строит свои фотографии по «картинному принципу».

Так, в серии, которую автор условно назвал «Столовый натюрморт», Гущин занимается вполне концептуальной игрой иронического переосмысления стереотипов. Строится это по «голландской схеме»: ограниченный набор тщательно отобранных предметов - один бокал, одно блюдо, по одному фрукту или овощу. Так же, как и в картинах, фотограф использует наиболее идеальную для экспозиции предметов композицию «рядоположенности» на горизонтальной плоскости, параллельной холсту. Иллюзорная объемность предметов, обладающая, по выражению Гегеля, «истиной чувственной достоверности», благодаря фотографическим возможностям, передана досконально.

В постмодернистском сознании предметный мир зачастую воспринимается не как объективно существующий предмет, а как возникающий и осмысливаемый только после его отмеченности идеями, словами или знаковыми обозначениями. Именно подобный подход заставляет Гущина вводить в натюрмортную композицию игровой прием в виде маркировки отдельных овощей и фруктов цифрами. Тем самым снимается уникальность, неповторимость предмета, что было так характерно для голландского и вообще классического натюрморта, и отмеченный овощ становится просто элементом массовой продукции.

Говоря об отчужденности предмета от человека в натюрмортах Гущина, нельзя не отметить и отчужденности пространства, в котором располагаются предметы. Если голландский натюрморт ближайшим образом был соотнесен с бытовым жанром, и соответственно пространственными зонами его размещения был дом, интерьер, среда обитания, то в натюрмортах Гущина пространство абстрактно, стерилизовано, нет ни одного намека на присутствие человека. Предметы будто заколдованы в этом бездушном пространстве. Так в натюрмортной серии фотохудожник проводит идею разорванности смысла и вещи, противопоставленности человека его собственному окружению - а это проблемы, стоящие перед каждым из нас.