Вадим Гущин: официальный сайт художника

Cтатьи

О чувственности вещей

Ульрике Ламанн, 1999
Работы Вадима Гущина выполнены в традициях жанра натюрморта. Встречи с работами старых мастеров всегда имели для него большое значение и он старался посещать большие картинные собрания, всякий раз приезжая в Германию или во Францию. Если он и опирается, особенно в своих ранних работах, на характерные для натюрморта принципы построения сюжета, он не касается при этом исторического значения сюжетных элементов, инсценированного в натюрмортной живописи. В отличии от натюрмортного живописца, фотограф свободен от необходимости фиксировать предметы в силу их смыслового значения или в желании документирования. "Я исхожу из того, что сегодня практически всё отснято".

В то время как живописцы черпали своё вдохновение из кулинарного или растительного великолепия, Гущин компонует вещи из повседневной действительности и прежде всего те, которые занимают реальное место в его среде обитания или найдены случайно. Он работает сериями, где конкретный изобразительный элемент служит лейтмотивом и задаёт композицию. В одной из его первых серий, которую одновременно можно считать программной для последующего творчества, он использует случайно выбранные архивные номера, которые он выцарапывает на овощах. Образуя мнимый архив из преходящих объектов, он вводит таким образом принцип упорядочивания ad absurdum, поскольку с течением времени исчезают вместе с предметами и номера. Только через фотографирование этот архив остаётся архивом, а автор использует для этого документальные свойства фотографии. То же самое подчёркивается и в немногих почти монохромных работах, где в изображение в качестве элемента архивации включена фабричная маркировка, идущая по краю негатива.

Со временем Вадим Гущин начинает заменять номер, как организационный принцип, другими графическими элементами. При рассмотрении серии "Натюрморты на полке" в качестве визуального ряда архивный принцип становится особенно очевиден. На полке находятся фрукты, овощи, цветы, книги и ящички. Эти предметы не хотят и не могут быть расставленными в некой смысловой взаимосвязи. Прежде всего они документируют страсть к собирательству Гущина. Формы предметов, именно они привлекают внимание фотографа и доставляют удовольствие при составлении композиции. При этом расположении предметов строго подчинено графической точке зрения. Цвет почти полностью исключается, горизонтальное деление изображения, посредством полки, создаёт визуальную противоположность, позволяющую выделится органическим формам.

«Плоды земли» - одна из последних работ. Уже в своём названии она выдаёт желание систематизации. Каждая фотография посвящена какому нибудь плоду, название обозначено на этикетке, прикреплённой к полке. Доска, так же как и в другой серии с полками , является не только доминирующим изобразительным элементом, но и символом сохранности.

Работы Гущина напоминают в чём-то кунсткамеру 16-17 веков, где вещи сначала определённым образом раскладывались, а затем выставлялись. Здесь собирались, хранились и бывали представлены ко всеобщему обозрению предметы сделанные человеком и природные объекты. Фотографические работы Гущина могли бы быть её современным вариантом, поскольку и здесь и там предметы подобраны и организованны в первую очередь с эстетической точки зрения. Только в весьма отдалённом смысле представляют эти объекты познавательный и воспитательный интерес.

"Мои вещи" Вадима Гущина - впечатляющий результат смешения языка формы, материальности поверхностей и композиции изображения. Посредством их строгой напряжённости фотографии Гущина становятся картинами для школы видения и объектами, доставляющими удовольствие.