Вадим Гущин: официальный сайт художника

Cтатьи

Искусство, май июнь

Михаил Боде , 2004
Иное название для этой выставки Вадима Гущина, пожалуй, трудно было подобрать, настолько точно оно отражает суть его фотографий, демонстрировавшихся в «вечном городе». Правда, по итальянски оно звучит мелодичнее – Il tempo mai andato. Местная публика не без удовольствия и в известной степени справедливо обнаружила в сдержанно-строгих, фронтальных фотонатюрмортах московского автора влияние знаменитого Джорджо Моранди и в целом «метафизической живописи». Что не преминул отметить профессор Аугусто Пьерони.

Признанный близким итальянской семье искусств, Гущин в то же время не может отказаться и от «родственных связей» с Германией, где его творческая ветвь кажется привитой к древу живописи «новой вещественности» и «магического реализма». Понятно, что и в том и другом случае речь идет об укорененности в истории западноевропейского изобразительного искусства, причем в ее классической или околоклассической ипостаси.

Своеобразная латинская простота и четкость формы, пластическая ясность высказывания, избегающая необязательных и случайных определений, так же, как и какой либо назидательности или вызова, просто обязывают фотографии Гущина говорить о сущностном. И это действительно определяет им место во времени, которое не уходит. Эту суть как нельзя лучше некогда высказал Марсель Пруст: «Реальность, которую следует выразить, заключается не в том, каким представляется предмет, а в степени проникновения нашего впечатления до такой глубины, где внешность предмета имеет мало значения, где суть проявляется через такие характерные черты, как звон ложки, ударяемой о тарелку, жесткость накрахмаленной салфетки, которые бесконечно более дороги для моего духовного благополучия, чем разговоры на гуманитарные, патриотические и международные темы».