Вадим Гущин: официальный сайт художника

Cтатьи

Типология одежды. Текст к выставке в Русском музее фотографии, Нижний Новгород

2007
«У каждой вещи, стало быть две функции: одна быть используемой, другая – быть обладаемой» Жан Бодрийар «Система вещей»

Выставка включает в себя цветные работы дюссельдорфского фотохудожника Иоханеса Галерта и черно-белые фото московского автора Вадима Гущина. Все фотографии, представленные на ней, так или иначе связаны с темой одежды.

Иоханес Галерт снимает в Дюссельдорфе и в Москве людей в головных уборах. В России это фуражка, символ власти и патриотизма, носитель народного духа; в Германии его интересует шляпа, как некий универсальный символ европейской, и в частности германской культуры. Головной убор неизбежно оказывает влияние на человека в нем, и наоборот, человек в поиске собственной идентификации находит свой головной убор, как убежище от внешних влияний. Фуражка или шляпа становится вещью, абстрагированной от своей функции, соотносится с субъектом и получает сугубо субъективный статус. Галерт реализует свой проект как некое культурно-социологическое исследование в традициях знаменитой дюссельдорфской школы, истоками которой явилось творчество Аугуста Зандера, Карла Блосфельда и Альберта Ренгер-Пача. Он снимает людей в городской обстановке, с мягким светом затянутого облаками неба, размывая фон, не оставляя ничего лишнего, предельно концентрируя внимание на объекте съемки.

Вадим Гущин представляет свой проект «Кладовка», который по своей интровертности очень соответствует русской художественной традиции и философии вселенского пессимизма Артура Шопенгауэра. На темном фоне студии он снимает одиночные предметы одежды, как правило из собственного гардероба, поношенные бесхитростные вещи, являя своеобразный автопортрет через персонализированную вещь. Предметы несут черты владельца, за каждой вещью скрывается история, каждый сюжет напоминает «Momento mori» и подчеркивает беззащитность человека перед Темной мировой Волей. Проект Гущина тоже исследование, только в обратную сторону, о влиянии человека на его вещи, материалом для которого, служит собственная персона.

Объединенные в одном выставочном пространстве оба художника демонстрируют разный подход к одной и той же теме, дополняют и усиливают друг друга, внося свою лепту в сотрудничество городов побратимов Дюссельдорфа и Москвы.